Мошенник выйди вон: как определить недобросовестного сотрудника в компании

Метод профайлинга

Метод профайлинга.

По имеющейся статистике порядка 49,78% компаний частного сектора страдают от мошеннических действий своих сотрудников. Среди основных  правонарушений: 1) продажа инсайдерской  информации; 2) получение процентов от невыгодных контрактов («откаты»); 3) банальное воровство.

Главный вопрос: как вычислить сотрудника–мошенника так, чтобы не навредить репутации самой  компании?

Конечно, можно обратиться в правоохранительные органы, но такие обращения, как показывает практика, не являются эффективными и ещё наносят определенные репутационные потери. Лучше «врага» вычислить самим и убрать из бизнеса.

Сегодня в службах безопасности активно использую метод израильских спецслужб – профайлинг. Именно метод профайлинга позволяет силовикам Израиля, исходя из поведения, эмоций, определить террориста среди пассажиров авиарейсов.

И так давайте рассмотрим алгоритм действий при определении неблагонадёжного сотрудника фирмы.

Освободите полчаса и соберите людей вместе. Озвучьте проблему, обстоятельства, которые уже ясны, и последствия. Расскажите, как будете расследовать инцидент, что ждет виновных и тех, кто поможет разобраться. Ваша цель — «надавить» на причастных и успокоить остальных. Через 15-20 минут тем, кому нечего скрывать, станет скучно. Они расслабятся (и это будет видно по позам), станут отправлять смс, играться со своими гаджетами, смотреть в окно, обсуждать что-то между собой. Вам нужны другие – люди, которые напряжены, контролируют всё происходящее, внимательно слушают и следят за реакцией коллег. Выяснить, что «держит» этих сотрудников, поможет индивидуальная опросная беседа.

Цель следующего этапа понять, где «нечестный сотрудник» лжет и что на самом деле думает. Тут следует поступить так:

  • говорите о расследуемом событии (о чем предстоит разговор; зачем, по мнению сотрудника, его вызвали; как он относится к этому разговору и что знает о происшествии?);
  • обсуждаете причины и участников инцидента (что, по мнению опрашиваемого, могло вынудить мошенника к действиям; как бы он вел расследование; о чем, спрашивал бы подозреваемых?);
  • выясняете отношение человека к мошеннику (за кого, кроме себя, опрашиваемый мог бы поручиться; что, по его мнению, чувствует и заслуживает виновный; имеет ли он право на второй шанс?).

Индикатор тут таков. Виновные обычно «не понимают», зачем их пригласили на разговор, и настроены враждебно. В ответах они обобщают уже известную информацию, меняют тему, задают встречные вопросы. Также «преступник» стремится расширить круг подозреваемых, мол, навредить мог любой. Пока они «продают» положительный образ себя и говорят об ответственности, невинные коллеги могут даже горячиться, ведь их порядочность поставили под сомнение.

Ещё один критерий. Речь виновного всегда будет слишком ровной и логичной. Никаких пауз, естественных повторов и возвратов, выверенные и идеально согласованные ответы – все это «маркеры» подготовленности. Человек хорошо заучил «правильную» версию событий и ладно пересказывает.

Также стоит помнить, что честный сотрудник всегда рассуждает над тем, кто в компании может быть мошенником, конкретизирует, а истинный аферист говорит общие фразы.

И ещё. Подозреваемый сотрудник всегда «ярок» ведь он в стрессе: живая и быстрая мимика, размашистые жесты, повышенный голос. Стоит об этом помнить.

Таков он метод профайлинга.

ProLex.com.ua

Другие статьи >>>

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *