Если руководитель уже не руководит

уволенный директор

В корпоративной практике часты смены руководителя, что поделаешь, жизнь берёт своё: наёмный директор может оказаться неэффективным, стать просто неугодным собственникам или то и другое, или иное.

Но часто так бывает, что уволенный директор не хочет расставаться со своим креслом, да и ещё захочет вывести часть активов.

Известны случаи, когда уволенный директор вывел из компании часть средств (значительную), в период своего увольнения.

При увольнении руководителя (директора) всегда существуют риски для компании.

Все такие риски необходимо свести к минимуму.

Остановимся на этом вопросе  более подробно.

И так, необходимо помнить, что руководитель  компании формально (с правовой точки зрения) считается уволенным, когда имеется соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц–предпринимателей и общественных формирований, далее – Реестр, (ст.ст. 1, 4, 5, 7, 9, 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц–предпринимателей и общественных формирований»). Для осуществления необходимых изменений необходимо подготовить документы: протокол участников (собственников) (решение), приказ, заполнить регистрационную карточку, уплатить сбор и пр. Следует помнить, что в Украине с 2016 году копии всех протоколов (решений) связанных с внесением изменений в Реестр подлежат нотариальному заверению.

Для проведения безболезненного увольнения директора предприятия следует провести ряд превентивных юридических мероприятий.

Оосновная задача собственников при смене директора – сохранить учредительные и корпоративные документы, материалы о финансово-хозяйственной деятельности компании, её имущество.

Что следует делать, чтобы уволить руководителя (директора) компании?

Необходимо создать комиссию для передачи дел «старого директора». Саму передачу необходимо оформлять актом. Комиссия должна состоять из представителя собственников, представителя финансового блока компании, юриста. Для объективности в состав комиссии может быть включён независимый аудитор и юрист (может из компании, которая обслуживает юридическое лицо). По акту обязательно должны передаваться: учредительные, корпоративные и бухгалтерские документы; печать и штампы организации; банковские документы, ключи от системы банк-клиент; реестры выданных доверенностей; правоустанавливающие документы на движимое и недвижимое имущество; договоры с контрагентами; кадровые документы. Бывает так, что увольняемый руководитель не хочет передавать дела, игнорируя требования собственников. Именно комиссия зафиксирует в протоколе отказ от передачи материалов и постарается сама собрать их для нового руководителя, все это будет иметь значения для суда или правоохранительных органов, если возникнет такая необходимость.

Известен случай, когда бывший директор одного из производственных предприятий (уходил со скандалом), в отместку забрал все уставные и финансовые документы. Данный факт не был зафиксирован, и пришлось очень длительное время восстанавливать всю документацию, вносить изменения в Реестр и, даже, судиться.

Как известно, смена руководителя приводит к определённым затруднениям в работе с контрагентами компании. Также, «старый директор» может воспользоваться ситуацией и заключить ряд невыгодных договоров или дискредитировать фирму в глазах партнёров (были такие случаи в практике). Чтобы избежать негативных последствий, собственникам следует проинформировать контрагентов о принятом кадровом решении. Это поможет избежать заключения прежним директором невыгодных сделок, а контрагентов лишит возможности утверждать, что они не знали о смене директора. В сообщении контрагентам лучше прямо указать, что прежний менеджер с конкретной даты лишён полномочий на таком-то основании и больше не вправе действовать от имени компании. Также необходимо оповестить и банк, в котором обслуживается компания, а также провести все действия связанные со сменой права подписи на банковских документах.

Устав должен содержать, хотя бы ряд общих положений связанных с увольнением наёмного директора предприятия.

В уставных документах необходимо предусмотреть, что все крупные сделки (лимит устанавливают сами бенефициары) подлежат согласованию с собственниками (их представителем). Также, лучше все нюансы, связанные с увольнением наёмного руководителя, предусмотреть в уставе компании (хотя бы основные) или в специальном документе (например, приказ, положение), с которым руководитель должен быть ознакомлен при приеме на работу (под подпись).

Также при смене наёмного руководителя стоит помнить о трудовом законодательстве. К примеру, работника (руководитель такой же работник) нельзя уволить во время болезни, службы в армии и пр. В противном случае увольнение может перерасти в длительные судебные баталии. В нашей практике имеется кейс, когда директор предприятия получил по решению суда компенсацию в размере 700 тыс. грн. за незаконное увольнение. Ответчик из рук вон плохо провёл увольнение директора, поэтому и вынужден был выполнить решение суда.

Лучше, конечно, чтобы все нюансы работы директора были закреплены в срочном трудовом договоре, но тут следует помнить, что такой договор должен соответствовать требованиям действующего законодательства и отвечать типовому договору.

Увольнение директора компании для собственника зачастую процедура не очень приятная, но к ней следует быть готовым.

ProLex.com.ua

Другие статьи >>>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *