В борьбе за свою интеллектуальную собственность

Zara

Вопрос защиты своего права на интеллектуальный продукт является актуальным не только для нашей страны, а и для стран, где вроде бы, не должно быть проблем с интеллектуальной собственностью, вернее с её правовой защитой.

Если вы думаете, что на Западе не нарушаются права на созданный интеллектуальный продукт, то вы глубоко ошибаетесь. Более того, очень часто нарушителями являются известные бренды.

Известные западные компании очень часто нарушают право интеллектуальной собственности.

Так, известная испанская компания Inditex, которая владеет известной торговой маркой Zara, является одним из крупных нарушителей права интеллектуальной собственности. Нарушение зачастую состоит в том, что компания выдает чужие дизайнерские разработки за свои и продаёт.

Zara несколько меняет дизайн изделия, преподносит его как адаптированный для масс марта продукт, а не как копию. Таким образом, Zara продаёт, по сути, ворованный продукт через собственную торговую сеть. Преимущественно страдают от такой деятельности отдельные дизайнеры-одиночки и небольшие компании.

Бороться с Zara очень сложно. Во-первых, очень сложно бороться с огромной корпорацией с финансовой точки зрения. Во-вторых, очень сложно доказать факт нарушения. Но бороться можно и нужно.

В такой ситуации, в отстаивание своего права на интеллектуальную собственность, важную роль могут сыграть современные инструменты коммуникаций, такие как социальные сети.

Продемонстрируем это на одном примере. Сразу скажем, что в такой защите своих авторских прав значительная роль отводится, как упоминалось выше, социальным сетям и медиа. Такой подход является оправданным, поскольку именно социальные сети реагирует более оперативно, чем юрисдикционные органы, также такой алгоритм защиты является мене экономически затратным для лица, чьи права нарушены. К примеру, только составление адвокатом одной претензии о нарушении права интеллектуальной собственности обойдётся в среднем порядка $2000. А международный процесс стоит значительно больше: от 23 до 50 тысяч долларов США.

История

В 2016 году американский иллюстратор Тьюсдэй Бэссен написала в Инстаграме, что Zara целый год копировала её лучшие работы. Была подана претензия. Но на Zara это не подействовало. Компания ответила очень оригинально. Мол, что бороться за сове право не целесообразно: 160 000 подписчиков в Instagram не делают иллюстратора Бэссен «достаточно известной», а Zara — известная корпорация с репутацией, сайт которой посещают 98 млн человек в месяц. И точка.

Но Бэссен не сдалась. Она попросила подписчиков распространить её сообщение о нарушении в социальных сетях, чтобы предать делу максимально широкую огласку. И сработало.

Inditex  согласилась провести внутреннее расследование, чтобы выяснить все нюансы создания продукта.
В итоге, часть вещей, которые очень были похожи на вещи Бэссен, Zara действительно сняли с продажи. Компания даже согласилась рассмотреть вопрос о сатисфакции, после установления всех обстоятельств дела. Но не всё было так гладко, ведь Бэссен заявила, что представители Inditex угрожали ей. Впрочем, этот факт, насколько нам известно, не получил подтверждения.

И так, существует алгоритм действий для досудебной защиты права интеллектуальной собственности.
Этот пример свидетельствует, что надо не молчать, а «кричать».

Вот примерный алгоритм досудебных действий:

1) зафиксируйте факт нарушения, к примеру, сфотографируйте изделие–подделку, не лишним будет приобрести такое изделие, чек лучше сохранить. Необходимо также составить акт (в простой письменной форме), который должны подписать не мене двух свидетелей, они являются Вашими потенциальными свидетелями для суда;
2) составьте претензию и направьте нарушителю (обычной почтой, электронной). Копию акта стоит приложить к претензии. В претензии стоит указать, что обнародуете информацию о нарушении в сети Интернет, включая социальные сети;
3) выложите фотографии своего изделия и рядом изделия нарушителя. Можно также отметить на фотографиях отличительные особенности дизайна. Также стоит указать название компании–нарушителя, адрес магазина (веб. адрес интернет-магазина), где продается подделка;
4) обязательно попросите своих подписчиков (друзей) распространить информацию о нарушение;
5) отправьте нарушителю сообщение о том, что вы распространили информацию о нарушение (можете прислать и ссылки страничек);

И помните, созидая свой продукт зафиксируйте факт его создания: сделайте фотографии, отправьте себе небольшую посылку (почтовые документы будут как доказательства), можно зафиксировать факт размещения продукта (фотографий) на собственном сайте, страничке. Факт создания можно заверить у нотариуса (есть такое нотариальное действие как засвидетельствование определённого факта).

Одним словом не молчите, а «кричите» в борьбе за свою интеллектуальную собственность, свой продукт.

Автор: к.ю.н., ст. научный сотрудник НИИ ИС НАПрН Украины Андрей Шабалин (Shabalin A)

ProLex.com.ua

Другие статьи >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *