Судебный арест недвижимости в Великобритании: новые правила.

недвижимость в Лондоне

Как известно Туманный Альбион является Меккой людей с большими деньгами.

И такие деньги бывают разного происхождения, в том числе и не совсем законного. Как правило, деньги вкладываются в британскую недвижимость как самый ликвидный актив, ведь, к примеру, элитные дома в Лондоне имеют стойкую тенденцию к росту стоимости. Так, дома в Англии подорожали в среднем на 18,56%, по сравнению с 2015 годом.

Но, «нечестные деньги» значительно портят репутацию Королевства. Вопрос контроля качества ввезённых денежных средств встал очень остро.  К примеру, Transparency International считает, что в Британии находится подозрительных активов на общую сумму £4,4 млрд.

И правительство приняло меры.

Так, в январе 2018 года в Британии начал действовать новый закон позволяющий арестовывать в упрощённом порядке (ордер) недвижимость, которая была приобретена за счёт «нечистых средств». И не только арестовать, но и конфисковать – одним судебным документом (ордером). И ещё – чиновники могут обратиться в суд по собственной инициативе, не возбуждая дела. По сути, речь идёт об упрощённой судебной конфискации.

Законодательный пакет был принят в  Великобритания в конце 2017 года, частью которого является так называемый «unexplained wealth order» (UWO) или ордер на арест имущества неустановленного происхождения.

За таким ордером  может в суд обращаться Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency; NCA).

Решение о том, выдавать ли такой ордер, принимает судья Высокого суда Лондона или Сессионного суда Шотландии, к которому обратятся британские чиновники.

За ордером о неподтвержденных доходах в суд могут обращаться всего пять ведомств – кроме NCA, это Управление по борьбе с мошенничеством (Serious Fraud Office), прокуратура (Crown Prosecution Service); финансовый регулятор (Financial Conduct Authority) и налоговая служба (Her Majesty’s  Revenue & Customs).

Кому это грозит: тем, кто по решению суда отвечает трем условиям сразу. Собственник подозрительного имущества должен быть связан с криминалом либо являться (в прошлом или в настоящем) политически значимым лицом (politically exposed person; PEP) из стран, не относящихся к 27 участникам Евросоюза, а также к Исландии, Норвегии и Лихтенштейну.  Также арест может грозить и членам семей политически значимых лиц и другим связанным с ними людям. Это сделано, чтобы нивелировать возможность скрывать истинного собственника.

Есть и другие важные условия. Так, «если есть разумные основания подозревать, что законно полученного дохода, о котором известно общественности, не хватило бы для покупки собственности» – очень широкая формулировка.

Стоимость подозрительной недвижимости должна быть выше £ 50 тыс. Это в четыре раза ниже средней цены жилья в Великобритании и почти в десять раз ниже средней цены в Лондоне, по данным национальной статистики.

Есть и определённые процессуальные особенности.

В частности меняется и процедура доказывания: если раньше прокурор доказывал виновность подозреваемого, то теперь самому владельцу спорного объекта недвижимости в суде придется отстаивать свою добросовестность. Подозреваемому лицу следует сотрудничать с судом и предоставлять все доступные документы. Если не ответить на запрос суда или не предоставить достаточно данных, имущество автоматически признают сомнительным и могут изъять. В каждом случае судья сам будет определять перечень документов, который придется предоставить владельцу подозрительного имущества, и решать – удалось ли ему доказать чистоту свои активов.

При поиске подозрительного имущества уполномоченные ведомства могут использовать базы данных о гражданах и об их имуществе.  Cреди них – сервис Connect oт британской налоговой службы, данные исследовательских агентств вроде Quintel Intelligence, a также World-Check от информагентства Thomson Reuters

И есть уже первые результаты. Два объекта недвижимости в Лондоне и на юго-востоке Англии, которые оцениваются в £22 млн, были арестованы по обращению NCA. Собственником подозрительных объектов является  значимое лицо (politically exposed person). По данным FT (непроверенная информация) собственником является политик из страны СНГ, расположенной в Центральной Азии. Также определённый интерес NCA проявляет и к недвижимости, которая, возможно, принадлежит действующим украинским политикам.

Стоит сказать, что британское правосудия и раньше могло арестовать и конфисковать «нечестную недвижимость». Так, по решению суда лондонских особняков лишились казахский банкир Мухтар Аблязов и представитель Европейского банка реконструкции и развития Елена Котова.

Хотя, по мнению экспертов, особо бояться не стоит. Ведь  практически все капиталы в Британии прошли легализацию. Недаром в Объединенном Королевстве работает много юридических компаний, которые и занимаются вопросами легализации ввезённых капиталов.

Тем, кто теперь решил приобрести недвижимость в Британии следует помнить: за ней следят английские чиновники.

По материалам The Bell.

Автор: кандидат юридических наук, адвокат, старший научный сотрудник НИИ ИВ НАПрН Украины Андрей Шабалин (Andrey Shabalin)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *