Китайские госбанки как локомотив роста

Открыть компанию в Гонконге

Феномен роста экономики Китая уже давно изучается как практиками, так и теоретиками в сфере экономики. Здесь много существует теорий, научных обоснований и прочего.

На сегодняшний день именно государственные банки Китая являются основным драйвером роста экономики страны.

Стоит сказать, что именно государственные банки Поднебесной стали одними из самых крупных в мире по объему капитала. В первой сотне компаний Forbes Global 2000 из 31 банка 11 китайских и только четыре американских. Также, в 2017 году: активы только четырех крупнейших китайских банков КНР за год возросли на $1,7 трлн и достигли уровня $13,6 трлн. Половина роста в 2017 году произошла за счет укрепления юаня к доллару США. И стоит сказать, что, по мнению экспертов, пока нет никаких предпосылок, что в ближайшие годы рост активов китайских банков замедлится. Китай, с одной стороны, защищает свой внутренний рынок от иностранных игроков, а с другой, финансирует свои зарубежные проекты преимущественно через китайские банки.

При этом очень важно иметь представительство, свою компанию в Азиатском регионе, вернее в финансово-экономических зонах региона, к примеру, Гонконге или Сингапуре. Открыть компанию в Гонконге возможно, но есть и определённые нюансы работы такого юрлица, в том числе и в финансовой сфере.

Именно государственные банки, работая по определённой схеме (алгоритму) финансовые учреждения КНР «толкают» экономику вперёд.

Алгоритм таков.

китайские банки предоставляют иностранному заемщику льготные связанные долгосрочные кредиты под государственные гарантии. Заемщик на полученные средства нанимает китайские компании и закупает китайское оборудование. Китайские компании, занятые в проектах, задействуют китайских специалистов.

По договоренности между сторонами погашение кредитов может осуществляться через поставку в Китай необходимых стране ресурсов — нефти, газа, леса либо другой продукции. Привлекательность такой схемы для заемщика в том, что все средства предоставляет китайская сторона, а сроки оплаты наступают после ввода объектов в промышленную эксплуатацию по истечении нескольких лет. Китайские компании, таким образом, получают контракты и создают рабочие места внутри страны. Так деньги китайских госбанков работают на национальную экономику.

Как видим, рабочие места и контракты достаются в основном китайской стороне, а бремя долга за инфраструктурные и другие проекты — стране-заемщику. Несмотря на очевидный перекос, такая схема получила широкое распространение в развивающихся странах. Одна из причин в том, что кредиты долгосрочные, берет их один состав правительства, а отдавать будет совсем другой. В результате небольшие страны вроде Шри-Ланки набирают кредиты, которые не могут выплатить.

В декабре 2017-го был создан прецедент: набравшая свыше $8 млрд кредитов от китайских государственных компаний Шри-Ланка расплатилась с частью долга своей территорией. В счет погашения кредита за $1,12 млрд на 99 лет Китаю передали стратегический порт Хамбантота. Последний транш в $0,585 млрд китайская сторона не выплатила, настаивая на разрешении использовать искусственный остров в районе порта не для портовой инфраструктуры, а для индустрии развлечений.

Да, именно государственные банки КНР могут стать не только мэйкером роста, но и инструментом политического влияния с возможностью расширения, без применения войск, территорий страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *