X
  • On 02.10.2017
Categories: БИЗНЕС

Миллионы на старости

Миллионы на старости.

Современные демографические тенденции, особенно в европейских странах, таковы, что население стареет. Так, по данным потери государств европейского континента, таких как: Болгария, Румыния могут составить до 0,5 населения, а страны Балтии – до 40% населения к середине века, по данным Берлинского института. Ситуация демография старения доминирует и в США.

Но, как говорится: «нет худа без добра». Указанная ситуация открывает новые возможности для бизнеса на старости. Речь идет о домах престарелых, на которые свой взор обратил бизнес. Причём бизнес в такой сфере нашёл инновационные подходы.

Бизнес на домах престарелых приобрёл новые, инновационные формы.

Green House Project – «Зеленый дом». Сеть домов престарелых (по уходу за пожилыми людьми), которая появилась и развивается в США. Основателем сети является доктор Томасом в 2000 году, именно тогда он построил свой первый «Зеленый дом» в Тулеппо, штат Миссисипи. Сегодня в Америке уже в 27 штатах 173 дома, которые работают по принципу «Зеленого дома». Такую новацию назвали прорывом у бизнесе по уходу за стариками за последние 15 лет. «Зелёный дом» представляет собой резиденцию, которая имеет строго определённый размер. Архитектура строения также имеет свои особенности. Главным является то, что все элементы жилого пространства расположены на одном этаже и эффективно адаптированы под нужды стариков. Также в доме живёт не больше 10–12 человек. Персонал, который прошёл специальный курс обучения, практически постоянно живёт в резиденции и создаёт обстановку уюта, а главное создаёт стимуляцию для активной жизни постояльцев. Надо сказать, что Томас создал вполне успешную модель бизнеса. Доход исчисляется сотнями миллионов долларов США.

Ещё один пример бизнеса по уходу за пожилыми людьми.

Baba Yaga — «Дом Бабы-Яги» (Франция).

Резиденции семейного типа «Дом Бабы-Яги» появился во Франции в 2000-х Терезой Клерк. Принцип работы такового дома состоит в том, сами резидентки работают примерно по 10 часов в неделю по дому и в качестве санитарки для соседок, что и обеспечивает функционирование резиденции практически без обслуги. Именно необходимость ухода за другими и служит стимулом жизни для постояльцев дома. Такой концепт получил своё развитие и в Канаде – Baba Yaga Place.

Всё указанные проекты являются домами семейного типа. Особенностью таких домов престарелых в следующем: 7–12 резидентов; все комнаты пожилых гостей только на одном этаже (разумеется, нижнем); доступ от любой кровати или туалета, до места приема пищи, до социального пространства не более 10 метров; отсутствуют коридоры.

Теперь об экономике бизнеса по уходу за пожилыми людьми в небольших семейных домах.

Многим покажется удивительным, что  в таких домах с малым количеством резидентов плата не является астрономической. Ведь, в полнее понятно, что чем больше жителей дома – тем больше доход. В инновационных домах престарелых была выработана особенная затратная модель. Так, в таких резиденциях превалируют непрямые затраты на резидента. К примеру, прямые затраты – это затраты связанные с непосредственным контактом с пожилым гостем (персональный уход, кормление, чтение книг, помощь и тд.). Косвенные – это уборка всех помещений дома, приготовление пищи, охрана и пр. Так, вот, за счёт тренда на активизацию  резидентов семейных домов (их стимулирую помогать себе и своим «коллегам»), удаётся экономить на персонале. По сути уменьшаются прямые затраты, которые являются самими весомыми в этом бизнесе.

Самими значительными в бизнесе по уходу за пожилыми людьми являются прямые затраты: индивидуальный уход, кормление, чтение.

Основная цель в домах ухода семейного типа – это не дожигания, а восстановления к самостоятельности жизни.

На сегодняшний день бизнесом выработаны и другие новые модели в сфере заботы о пожилых людях. Это «смешанное проживание», когда старики проживают вместе с молодыми. Такой подход позволяет стрикам иметь помощника, правда тут важен психологический факто, а молодым получить жильё, которое предоставляется молодёжи в доме, в обмен на общение с пожилым соседом (порядка 30 часов в неделю). Ещё одна модель для активизации пожилых людей заключается в активизации отношений с семьёй (пожилые люди не должны чувствовать себя брошенными своими родными). Так, к примеру, во Франции заплатить за ухо можно только в доме по уходу и только лично. Таким образом, гарантируется обязательные 12 посещений дома в год одним из членов семьи.

В деле ухода за пожилыми людьми активно используются и современные цифровые технологии.

Правда, с учётом возрастных особенностей пользователей. В той же Франции компания Famileo, в социальной сети для пожилых, создала опцию, благодаря которой пожилые люди (пользователи сети) могут получать новости о своей семье не только на планшете, а и в распечатанном виде. Активно развиваются и электронные сервисы по уходу. Так, к примеру, в 2015 в США стартовали несколько проектов, действующих по модели Uber – Hometeam, HomeHero, Honor.

Активно развиваются и электронные сервисы по уходу за стариками, действующие по модели Uber

Также активно развиваются и сети взаимопомощи стриков. Только в сети ассоциация VtV  (village to village network) насчитывает 170 членов в США, Канаде и Австралии (каждой стране). Члены таких сетей сами помогают друг другу (как в «Зелёном доме»). Еще одни направлением в senior-care является продление рабочего возраста пожилых людей. В Европе уже созданы специализированные рекрутинговые компании. И государство субсидируют труд почтенных людей (вот вам пример непрямого поднятия пенсионного возраста).

Инновационные дома ухода, сервисы, программы ухода – всё это новые инструменты монетизации в сфере ухода за пожилыми. Они только развиваются. В полнее понятно, что отрасль ухода только набирает свои обороты и будет расти, ведь она касается человеческих благ, а значить необходима.

Демографические проблемы старения касаются и нас, увы, поэтому  активное развитие бизнеса по уходу за пожилыми людьми для нашей страны неизбежно. Главное поймать этот тренд, что быть впереди.

prolex.com.ua

ProLex: