Проверь на санкции

санкции
Фото: Українська правда

Последние мировые события свидетельствуют о значительной роли санкционного права в экономических отношениях.

И тут основная роль принадлежит США. Многие компании нанимают юристов в области ограничительного права, чтобы избежать возможного экономического наказания со стороны американских властей. Таких юристов активно привлекают как компании из США, так и европейские или из иных регионов. Понятно, что для многих США является одним из ключевых рынков, а также значительное количество сделок обслуживается американскими финансовыми структурами. Именно поэтому, многие предприниматели не очень хотят попасть в санкционный список США.

И так попробуем сформировать определённые рекомендации для тех компаний, которые ведут международный бизнес и для которых очень важно не попасть под санкции, особенно под санкции властей США.

Вопросами санкций занимается Управление по контролю за зарубежными активами Минфина США (OFAC). На данный момент существует порядка 26 санкционных списков США. Именно на сайте этого ведомства можно проверить компанию, своего контрагента (know your client) на санкционный бэкграунд или взаимоотношения с попавшими под ограничения лицами. Стоит помнить, что теперешнее санкционное законодательство США имеет экстерриториальный характер. Да, США в этом плане доминируют.

Надо помнить, что за действия дочерних компаний, связанных с нарушением экономических запретов, отвечает и материнская компания. Так,  в августе 2017 года компания COSL Singapore Ltd пошла на заключение досудебного соглашения с OFAC из-за выявленных 55 эпизодов нарушения санкционного законодательства США, в результате чего заплатит штраф в размере $415 350. COSL Singapore является крупной международной нефтесервисной компанией. Эта компания через свои «дочки» COSL (China Oilfield Service Limited) поставляла нефтегазовое обородувание и запчасти для Ирана. Кстати, всё оборудование было маркировано предупреждением о запрете его поставки в подсанкционные государства, что было проигнорировано. На это тоже надо обращать внимание.

Американские регуляторы указывают на необходимость компании иметь собственный внутренний регламент по соблюдению американского санкционного законодательства.

Такой регламент лучше подготовить, здесь тоже значительную помощь может оказать консультант. Надо помнить, что такой регламент должен быть составлен в контексте с основными правилами OFAC. Также, что должно быть обязательно в таком регламенте это наличие процедуры выявления возможных санкционных нарушений и информирования о них OFAC.

Обязательно санкционные оговорки должны быть в договорах. Оговорка должна содержать положение об избежание санкционных запретов (прописана процедура).

Информацию о, возможном, нарушение действующих санкций OFAC собирает со всех возможных источников: анализ сайтов, соцсетей, почтовых отправлений, банковских переводов и т.д. Поэтому следует смотреть, даже, кому компания отправляет почтой свою продукцию, например, по каталогам.

Санкционной практикой властей США выработаны подходы к отягчающим обстоятельствам санкционного дела.

Итак, к отягчающими факторами являются:

1) прямое, грубое невыполнение американских санкционных требований, которое выражается в отсутствии даже минимального уровня предосторожности или осмотрительности;

2) имеется активная  попытка сотрудников компании скрыть от американского обслуживающего банка истинное место назначения товара;

3) не было разработано комплекса мер по соблюдению санкционных правил США, либо он был таким, что не отвечал существующим требованиям.

Также необходимо помнить, что санкции могут «догнать» компанию, даже, если деятельность этой компании никоим образом не связана с санкционным запретами.

Так, совсем недавно был заблокирован один банковский перевод в валюте между родственниками. Транзакция проходила через американский банк, а он и был под федеральными санкциями за участие в отмывании денег. Так что банковские структуры тоже необходимо проверять.

По прогнозам аналитиков роль санкций только буде нарастать в ближайшее время, поэтому об этом надо помнить бизнесу.

Упорядник: к.ю.н, адвокат, ст. науковий співробітник НДІ ІВ НАПрНУ Андрій Шабалін (Andriy Shabalin)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *